Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Наземные экосистемы таежной зоны | Учебное пособие

Версия для печати Версия для печати

Фотина Е. В., Марахтанов А. Г., Байтимиров Л. З., Власова А. Г.
Об интероперабельности учебных курсов, созданных в СДО WebCT

Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) внедряет технологии дистанционного обучения с 1999 года. Сейчас в Системе дистанционного обучения (СДО) ежегодно регистрируется до 13000 пользователей (студенты, аспиранты, работники образования, слушатели курсов повышения квалификации) и 300 преподавателей ПетрГУ, созданы и используются в учебном процессе более 300 электронных учебно-методических комплексов дисциплин [1]. Большинство из используемых дистанционных учебных курсов были созданы и функционируют в СДО WebCT.

Одним из вариантов дальнейшего развития дистанционного обучения в ПетрГУ может стать отказ от использования СДО WebCT и переход на бесплатные системы, однако существенной проблемой при осуществлении подобной миграции является низкая степень интероперабельности (независимости от среды разработки, переносимости в другие среды) ресурсов, подготовленных в WebCT.

Региональный Центр новых информационных технологий ПетрГУ, начиная с 2008 года, ведет работы по созданию средств поддержки интероперабельности дистанционных учебных курсов, позволяющих, например, курсы, разработанные в одной СДО, переносить и использовать в других СДО, что предоставит большую свободу выбора владельцам контента.

Конечно, в силу наличия огромного числа различных СДО и программ разработки, имеющих собственные форматы представления учебных курсов и отсутствия в них полной поддержки международных стандартов представления учебного контента, таких, как SCORM, абсолютной независимости всех существующих курсов от среды выполнения достичь невозможно. Однако возможно решить поставленные задачи для некоторых конкретных платформ, популярных и активно использующихся в образовательной среде, таких как Moodle, WebCT (Blackboard), Sakai и т. п.

В данной работе представлено описание разработанного механизма конвертации курсов, созданных в СДО WebCT, в международный формат SCORM 2004 (курсы в данном формате могут быть загружены во многие другие СДО, поддерживающие SCORM полностью или частично, либо использоваться в различных SCORM-плеерах – средствах просмотра SCORM-курсов). SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — это разработанный инициативной группой ADL стандарт, который представляет собой набор взаимосвязанных правил, спецификаций и директив для организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения в целом. С 2004 года данный стандарт активно используется в области электронного обучения в России и за рубежом. Текущей на данный момент является версия SCORM 2004 (4th edition). Преобразование курсов в SCORM-пакеты предоставит вузу большую свободу выбора средств обучения, позволит осуществлять использование созданных ранее курсов в других средах, например, в бесплатных и свободно распространяемых СДО, и, таким образом, будет способствовать решению обозначенной во вступлении проблемы миграции.

Этот и некоторые другие разработанные механизмы конвертации, а также инструкции по переносу содержимого между некоторыми СДО, доступны в Едином хранилище учебных курсов http://scorm.karelia.ru.

На вход механизма конвертации подается резервная копия курса, созданная с помощью IMS Content Migration Utility (инструмент в составе WebCT) и представляющая собой IMS Content Package. Это zip-архив, содержащий файл «imsmanifest.xml» с описанием курса (структура, перечень файлов курса, метаданные), дополнительные xml-файлы с описанием, непосредственно файлы курса (изображения, html-файлы), а также служебные файлы (xsd-схемы).

Загруженный пакет курса проверяется по нескольким критериям: файл имеет формат сжатия ZIP, архив не поврежден, в архиве присутствует файл «imsmanifest.xml» и т. п. Для прошедших проверку курсов осуществляется разархивирование и последующее преобразование имеющегося пакета таким образом, чтобы он соответствовал требованиям стандарта SCORM 2004.

Выгружаемый из WebCT пакет курса похож на SCORM-пакет по принципу физической организации файлов и описаний (это вызвано тем, что SCORM объединяет в одной модели несколько технических разработок, в том числе и IMS Content Package): он также представляет собой zip-архив и также должен содержать в корне файл «imsmanifest.xml», описывающий структуру и файлы курса. Однако существует несколько принципиальных отличий в построении Manifest-файла, в наборе схем, используемых для построения файлов, описывающих пакет курса и т. п. Таким образом, одним из этапов конвертации является преобразование (по сути – создание нового файла на основе загруженного) «imsmanifest.xml» файла к формату SCORM 2004.

Сейчас для формирования нового Manifest-файла берутся следующие элементы курса WebCT: ContentModule и Single Page. Content Module — это раздел, в котором размещаются записи лекций или материалы для чтения. Он позволяет организовать коллекции связанных документов. SinglePage позволяет разместить дополнительные или необязательные материалы, не включенные в Content module. В дальнейшем планируется добавить обработку элементов Glossary (словарь) и Quiz (тесты).

Отличительной особенностью выгруженного из WebCT пакета является наличие в нем ряда разделов, называемых (sub)manifest, которые также содержат элементы описания курса. Однако согласно формату представления курсов SCORM 2004 не рекомендуется использование подобных разделов. Таким образом, одной их задач конвертации является изменение файла «imsmanifest.xml» таким образом, чтобы, не используя (sub)manifest, сохранить исходную структуру курса.

Другим серьезным преобразованием, производимым над исходным manifest-файлом, является изменение тех уровней структуры, которые не удовлетворяют условию стандарта SCORM 2004, согласно которому «родительские» элементы структуры не должны являться ссылками на конечные ресурсы.

Помимо обозначенного выше, осуществляется преобразование метаданных, описание требуемых для SCORM 2004 пространств имен, изменение адресации внутри пакета и т. п. В создаваемый пакет добавляются XSD-схемы, являющиеся неотъемлемой частью SCORM-пакета. Происходит архивирование созданного пакета (в формат PKZip v2.04g, .zip).

Описанный механизм конвертации реализован на языке PHP, для работы с архивами используется библиотека ZIP, для работы с XML-структурой – библиотеки DOM и SimpleXML. Тестирование осуществлялось на учебных ресурсах, созданных в WebCT Campus Edition 4.1. Полученные в результате конвертации курсы прошли валидацию в SCORM 2004 Conformance Test Suite, что подтверждает их полное соответствие спецификации SCORM 2004.

 
Литература
 

1.        Корякина А. Н. Дербенева О. Ю. Электронное обучение в Петрозаводском государственном университете: новые возможности и проблемы // Материалы III Международной научно-практической конференции  "Информационная среда вуза XXI века". 2009. Петрозаводск.

2.        Content Packaging Specification. http://www.imsglobal.org/content/packaging/

3.        IMS Content Packaging Information Model Version 1.1.2 Final Specification.
http://www.imsglobal.org/content/packaging/cpv1p1p2/imscp_infov1p1p2.html

4.        SCORM 2004 4th Edition Version 1.1 Documentation. http://www.adlnet.gov/Technologies/scorm/SCORMSDocuments/2004%204th%20Edition/Documentation.aspx

5.        Getting started guide: WebCT Campus Edition 4.1. https://behind.blackboard.com/s/faculty/refcenter/docs/details.Bb?DocumentID=1754&ProductID=12000&DocumentType=TU

При цитировании ссылка обязательна:
Фотина Е. В., Марахтанов А. Г., Байтимиров Л. З., Власова А. Г. Об интероперабельности учебных курсов, созданных в СДО WebCT. Материалы VIII международной научной конференции "Новые информационные технологии и менеджмент качества". – М.: ООО «Арт-Флэш», 2011. – С. 75-77.
Для online-проектов необходима гиперссылка
http://marahtanov.ru/science/publ/2011/tur2/index.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

 

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100