Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Наземные экосистемы таежной зоны | Учебное пособие

Версия для печати Версия для печати

Марахтанов А. Г., Варфоломеев А. Г.
Исследование зависимости "успешности" обучения студенческой группы в вузе от ее состава

Практика показывает, что формируемые произвольным образом студенческие группы вуза (в т. ч. обучающиеся по одним и тем же специальностям) имеют различные показатели результативности обучения. Здесь речь идет о таких показателях, как средние оценки за сессию, процент отчисленных студентов, соотношение должников и отличников и т. п. В целом эти показатели определяют «успешность» обучения студенческой группы.

«Успешность» обучения студентов в группе и группы в целом зависит от множества факторов: внешних (требования учебного процесса, социально-экономическая ситуация в стране и др.); внутригрупповых (межличностные отношения в группе, наличие лидеров и др.); индивидуальных (способности, возможности, желания учащихся, начальный уровень знаний и др.). В данной работе нас, прежде всего, интересуют факторы (и степень их влияния на общие показатели успешности), на которые можно повлиять изменением состава студенческой группы (то есть, прежде всего, внутригрупповые и индивидуальные).


Одним из подходов к решению поставленной задачи является статистический анализ данных о студенческих группах вуза. Для анализа нами используются данные о студентах математического факультета ПетрГУ, начиная с 2003-2004 учебного года. Источником информации является база данных Информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС) управления вузом [1], действующая в ПетрГУ. С 2003 года в ИАИС реализованы компоненты, позволяющие обрабатывать оперативные данные об учебном процессе вуза: составы студенческих групп, характеристики студентов, их успеваемость и т.п.

Путем обработки представленных в ИАИС данных были получены следующие характеризующие студенческую группу параметры. Соотношение представителей мужского – женского пола в группе (1). На основании этого признака можно выделить группы трех типов: преобладают юноши, преобладают девушки, примерно равный состав. Соотношение петрозаводских – приезжих студентов в группе (2). Распределение по возрасту (3). Соотношение студентов, оплачивающих учебу, к бесплатно обучающимся (на бюджетных местах) студентам (4). Наличие в группе студентов, закончивших одно и то же учебное заведение (5). Соотношение выпускников лицеев, гимназий к выпускникам школ (6). Доля медалистов в группе (7).

«Успешность» обучения студенческой группы в целом можно оценивать по следующим обобщенным значениям: средний балл всех студентов группы за все сессии и по каждой сессии (8), доли отличников, хорошистов, двоечников в группе (9), доля отчисленных студентов (10).

Статистический анализ данных позволяет получить ответы на следующие вопросы:

Подтверждается ли выдвинутая гипотеза о том, что произвольно формируемые студенческие группы имеют различную «успешность»? Можно ли среди сформированных характеристик группы (1-7) выделить те характеристики, которые оказывают наиболее существенное влияние на «успешность» (8-10)?

Для анализа обозначенных выше данных использовались методы кластерного (с известным и неизвестным числом кластеров), факторного, корреляционного анализа.

В результате анализа были получены следующие результаты:

1. Студенческие группы по показателям «успешности» обучения разделились на два кластера, которые условно можно назвать «успешная группа» и «неуспешная группа». Таким образом, гипотеза о различии групп по показателям результативности обучения подтвердилась. Кроме того, принадлежность к одному из двух указанных кластеров может являться обобщенным фактором, характеризующим успешность обучения.

2. Выявлена сильная корреляция между характеристиками 1, 2, 4 и обобщенным фактором «Успешность обучения». Однако отметим, что малое число признаков не позволяет сделать однозначные выводы о том, что успешность обучения студенческой группы определяется исключительно 1, 2 и 4 фактором. В частности, при анализе не учитывались многие важные характеристики студентов (лидерские качества, коммуникационный характер, уровень дохода семьи). Кроме того, корреляция между другими признаками 1-7 также присутствует (пусть и не такая
сильная).

Другим подходом, который может использоваться при решении поставленной задачи, является построение имитационной (многоагентной) модели группы и ее дальнейшее исследование [2]. Результатом использования модели могут стать как количественные, так и качественные знания: для прогноза, объяснения, выявления новых связей и т. п.

Указанные в работе подходы используются при построении модуля информационной системы управления качеством образовательного процесса вуза для поддержки процессов принятия решений на уровне деканата, разрабатываемого в Петрозаводском государственном университете.

Литература:

[1] Васильев В.Н., Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю., Попова И.А., Штивельман Я.Е. Информационная среда ПетрГУ: основные компоненты и их реализация // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Информационная среда вуза XXI века .– Петрозаводск, 2007.

[2] Марахтанов А.Г. Подходы к построению многоагентной модели студенческой группы вуза. // Качество. Инновации. Образование .- 2008 .- №7 .- C. 25-28.

 

При цитировании ссылка обязательна:
Марахтанов А. Г., Варфоломеев А. Г. Исследование зависимости "успешности" обучения студенческой группы в вузе от ее состава. Материалы международной научной конференции "Новые информационные технологии и менеджмент качества" (22-29 мая 2009 г., Турция). 2009. С. 74-75.
http://marahtanov.ru/science/publ/2009/belek2/index.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100