Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Литературный конкурс на сайте Александра Костюнина

Союз образовательных сайтов

Версия для печати Версия для печати

Насадкина О. Ю., Марахтанов А. Г., Кухарская А. А., Банкет В. П.
О различных подходах к созданию электронно-библиотечной системы вуза

Одним из актуальных вопросов, стоящих сегодня перед вузами России, является создание Электронно-библиотечной системы вуза (ЭБС). При этом под ЭБС понимается организованная коллекция электронных документов, включающая издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в вузах и обеспечивающая возможность доступа к ним через сеть Интернет.

Особую актуальность вопрос создания ЭБС приобрел после вступления в силу ряда законов [1], связанных с разработкой Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС ВПО), а также аккредитацией вузов. Так, согласно требованиям ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавр, магистр и специалист, «Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями». Кроме того, ЭБС «должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети интернет».

В Приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 сентября 2011 года (№1953) определены лицензионные нормативы для вузов, согласно которым для успешного лицензирования вуз не только должен иметь ЭБС, но и ЭБС вуза должна соответствовать определенным требованиям, характеризующим количественный и качественный состав фондов, а также технические характеристики системы. В частности, она  должна содержать не менее 5000 изданий, из которых не менее 2500 – современные учебники и учебные пособия, 500 – научные монографии, 50 – рецензируемые журналы, в ЭБС должны быть представлены ресурсы не менее чем 25 издательств и пр. ЭБС должна позволять предоставлять неограниченный индивидуальный доступ к ресурсам каждому студенту вуза, осуществлять полнотекстовый поиск по ресурсам системы, а также формировать статистические отчеты по пользователям системы. Дополнительно, в соответствии с рядом нормативных документов[1], на ЭБС вуза также накладывается ряд требований по правовым аспектам использования (наличие договоров с правообладателями), и по регистрации системы (наличие свидетельства о регистрации электронного СМИ, о регистрации программы для ЭВМ и базы данных материалов).

Для решения обозначенной задачи могут использоваться различные подходы, такие, как:

·         Приобретение доступа к одной из существующих коммерческих ЭБС;

·         Создание собственной ЭБС.

Коммерческие ЭБС предоставляют вузам подписку на доступ к своим фондам, берут на себя организационные задачи по формированию фондов и взаимодействию с правообладателями, а также технические задачи по размещению полнотекстовых ресурсов, снабжению их метаданными, полнотекстовому поиску по коллекции и пр. Примерами таких систем являются «Книгофонд», IQlib, «Университетская библиотека онлайн», «Библиотех» и ряд других.

Несмотря на то, что использование коммерческих ЭБС позволит быстро и эффективно решить задачи по обеспечению доступа к коллекциям в соответствии со многими требованиями, могут возникнуть затруднения с решением следующих задач:

·         Учет и анализ книгообеспеченности по УМКД, факультетам, кафедрам вуза.

·         Доступ через ЭБС к ресурсам, издаваемым в вузе или авторами вуза.

Кроме того, при использовании многих из существующих коммерческих ЭБС, могут возникнуть следующие проблемы:

·         Несоответствие фондов ЭБС всем потребностям учебного процесса, что может потребовать приобретение доступа к дополнительным ЭБС.

·         Ограниченный по времени режим доступа к изданиям (режим подписки), который заставит вуз ежегодно оплачивать доступ к ЭБС.

·         Невозможность выбрать только те ресурсы, которые необходимы в учебном процессе (только незначительное число коммерческих ЭБС позволяют выбирать издания, к которым будет предоставлен доступ, а не всю коллекцию).

В то же время, самостоятельное решение задачи создания ЭБС вузом также проблематично, поскольку требует значительных организационных и финансовых усилий (поскольку необходимо не только разработать программную среду, но и снабдить ее соответствующим контентом, а также обеспечить легальность использования содержимого, заключив договора с правообладателями).

Еще одним возможным вариантом построения ЭБС вуза является создание интегрирующей системы, которая опиралась бы на использование ресурсов коммерческих ЭБС и других Электронных библиотек (ЭБ), в т. ч. внутренней ЭБ вуза и стала бы единым окном доступа к ресурсам всех доступных коллекций.

Данная система позволила бы собирать статистику использования электронных ресурсов, на основании которой была бы возможна оптимизация процесса закупки коммерческих ЭБС и полнотекстовых ресурсов (в соответствии с реальными фактами использования).  Способом экономии могло бы стать включение в подобную систему полнотекстовых ресурсов, издаваемых непосредственно в вузе, а также в вузах – партнерах, согласных на обмен электронными изданиями. На рисунке 1 представлен один из возможных вариантов архитектуры подобной системы (созданный с учетом специфики Петрозаводского государственного университета, но применимый ко многим вузам, имеющим собственные ЭБ и системы управления вузом).

Рисунок 1. Возможная архитектура ЭБС вуза

 

Согласно схеме, пользователи взаимодействуют с ЭБС вуза, которая является отдельным приложением. Система получает сведения об имеющихся ресурсах из внешних ЭБС и ЭБ, а также использует функции API этих систем. Для доступа к полному тексту ресурса пользователь получает ссылку на соответствующую страницу внешней ЭБС и ЭБ. При этом система фиксирует статистику переходов, управляет параметрами доступа, учитывает книгообеспеченность дисциплин. Сведения о дисциплинах и пользователях ЭБС получает из системы управления вузом.

Следует отметить, что данное решение основывается на предположении, что внешние коммерческие ЭБС будут готовы к предложенной схеме взаимодействия и смогут предоставить соответствующие API для оформивших подписку вузов. Согласно исследованию [2], не все коммерческие ЭБС имеют такие возможности.

Работа выполняется в рамках проекта «Разработка концептуальных основ, научно-методического и программного обеспечения единой многоцелевой электронной системы университета, объединяющей информационные и инструментальные среды учебной и научной деятельности».

 

Список литературы

1.                  Электронно-библиотечные системы России: отраслевой доклад / А. Н. Воропаев, К. Б. Леонтьев. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011

2.                  Шварцман М. Дополнительные критерии оценки ЭБС. URL: http://www.aselibrary.ru/blogs/archives/840/



[1] Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2009 г. №323 «Об утверждении форм представления сведений соискателям лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (в редакции приказа Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. №588, зарегистрированного в Минюсте России 2 августа 2010 г. №18022): Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» и пр.

При цитировании ссылка обязательна:
Насадкина О. Ю., Марахтанов А. Г., Кухарская А. А., Банкет В. П. О различных подходах к созданию электронно-библиотечной системы вуза // Труды XIX Всероссийской научно-методической конференции "Телематика'2012". – СПб, 2012, Т 1, С. 100 - 102
Для online-проектов необходима гиперссылка
http://marahtanov.ru/science/publ/2012/tm2012_1/index.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

 

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100