Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Литературный конкурс на сайте Александра Костюнина

Союз образовательных сайтов

Версия для печати Версия для печати

Марахтанов А. Г., Байтимиров Л. З., Богданова Н. А., Хрусталева Н. В.
Применение процессно-ориентированного подхода при построении системы качества ПетрГУ

Чтобы результативно функционировать, организация должна управлять многочисленными взаимосвязанными процессами. Это актуально и для образовательных учреждений, в том числе вузов. Для повышения эффективности работы, роста удовлетворенности потребителей (студентов) и сотрудников, получения преимуществ в конкурентной борьбе необходимо осуществление деятельности, связанной с мониторингом и оценкой качества осуществляемых процессов, модификацией и совершенствованием этих процессов.

Одним из подходов к выполнению обозначенной выше деятельности (называемой менеджмент качества) является процессно-ориентированный подход к управлению организацией. Данный подход предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных процессов организации (в т. ч. вуза), установление взаимосвязей между этими процессами, а также последующее управление ими. Под процессом в данном случае понимается совокупность видов деятельности (взаимосвязанных и взаимодействующих), преобразующая входы в выходы. Входами могут быть различные ресурсы, необходимые для осуществления деятельности (инфраструктура, документы, выходы других процессов и т.п.). Выход – результат процесса (оказанная услуга, продукт, документ). Результаты всегда должны быть на кого-то ориентированы, представлять ценность для какого-либо потребителя, иначе процесс будет бессмысленным, холостым.

Недостаточно просто определить и детализировать бизнес-процессы организации – необходимо также иметь возможность оценивать эффективность реализации процессов, что позволит непрерывно их совершенствовать. Для такой оценки с каждым процессом необходимо связать набор показателей эффективности – параметров процесса, характеризующих взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Для каждого показателя должен быть предложен метод его определения, система измерений и формула, позволяющая его вычислить.

Для создания системы управления качеством в организации, как минимум, необходимо:

- Определить набор процессов и подпроцессов, реализуемых организацией. Процессы могут быть разделены на основные (добавляют ценность продукту, направлены на потребителя) и вспомогательные, поддерживающие (обеспечивают функционирование основных).

- По каждому процессу создать его описание или регламент процесса. Описание должно содержать последовательность операций, порядок взаимодействия исполнителей, порядок принятия решений, список должностных лиц, ответственных за исполнение и контроль, список необходимых ресурсов и пр. Для представления процесса часто используют нотации – графические форматы описания модели бизнес-процесса. Организации могут использовать либо свои нотации, либо воспользоваться существующими, такими, как WorkFlow, IDEF-0 и пр.

- По каждому процессу определить набор характеризующих его эффективность показателей, а также способы расчета каждого из них.

- Осуществлять непрерывный расчет принятых показателей (мониторинг), анализировать значения показателей, при необходимости корректировать бизнес-процессы и следить, как внесенные изменения сказываются на изменении показателей (совершенствовать бизнес-процессы).

- Подключать к процессу управления качеством не только ответственных за это направление деятельности сотрудников, но и вообще всех сотрудников организации: они должны понимать структуру бизнес-процессов, участвовать в их оценке (в т. ч. и экспертной), предлагать варианты совершенствования процессов, быть заинтересованы в повышении эффективности работы организации в целом.

Обозначенные выше принципы управления качеством соответствуют положениям международных стандартов ISO серии 9000.

В Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) процессно-ориентированный подход к управлению качеством положен в основу создаваемой системы менеджмента качества. При определении основных и вспомогательных бизнес-процессов разработчики ориентировались на типовую модель системы качества образовательного учреждения, предложенную в 2005 году и рекомендованную Рособразованием и Рособрнадзором. Данная модель апробирована в значительном числе российских вузов.

Согласно типовой модели, выделено 12 основных (маркетинг, прием студентов, проектирование и реализация программ основного и дополнительного образования, воспитательная и внеучебная работа, подготовка кадров высшей квалификации, международная деятельность и т. п.) и 10 поддерживающих процессов верхнего уровня (управление персоналом, редакционно-издательская деятельность, библиотечное и информационное обслуживание, управление закупками и инфраструктурой, обеспечение безопасности жизнедеятельности и т. п.).

По многим из этих процессов созданы и утверждены нормативные документы, назначены ответственные исполнители, предложены критерии (показатели) оценки  их эффективности, способы их вычисления. В должностные инструкции исполнителей прописаны их обязанности в соответствии с моделями процессов.

Для вычисления эффективности процессов система управления качеством ПетрГУ использует следующие информационные источники:

- Данные Информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС) управления вузом;

- Результаты периодически осуществляемых опросов преподавателей и других сотрудников, студентов, выпускников, абитуриентов, руководителей предприятий и организаций, принимающих на работу выпускников ПетрГУ;

- Экспертные оценки специалистов различных предметных областей, сотрудников ПетрГУ и сторонних организаций;

- Другие данные (данные федеральных, региональных, муниципальных учреждений образования и науки, других учреждений и ведомств).

Поскольку в ИАИС ПетрГУ функционируют комплексы подсистем, связанные практически со всеми подразделениями вуза (в т. ч. «Учебный процесс», «Управление персоналом», «Бухгалтерский учет», «Аспиратнура» и пр.), в системе имеется значительный набор данных, пригодных для определения показателей эффективности большинства из обозначенных выше основных и вспомогательных бизнес-процессов.

Например, для оценки деятельности, связанной с подготовкой кадров высшей квалификации, система менеджмента качества позволяет рассчитать параметры эффективности соответствующего процесса на базе таких данных, полученных из ИАИС, как:

·     наличие публикаций аспирантов, в т. ч. в журналах, включенных в список ВАК;

·     выполнение аспирантами расширенной образовательной программы;

·     участие аспирантов в конференциях различных уровней (региональные, российские, международные);

·     наличие финансовой поддержки исследований;

·     и т.п.

При этом эффективности подсчета способствует активное заполнение обозначенной выше информации самими аспирантами через реализованные в ИАИС интерфейсы. Аналогичным образом строится работа по оценке других бизнес-процессов.

Информационно-аналитический комплекс управления качеством, содержащий в себе актуальные версии принятых документов (регламентов, нотаций), механизмы расчета показателей эффективности также реализуется на базе ИАИС и является одним из его компонентов. Результаты работы данного модуля служат для принятия важных управленческих решений на различных административных уровнях (ректорат, деканат, кафедра, подразделение).

Реализуемая в соответствии с обозначенными в данной работе принципами, процессно-ориентированная система управления качеством будет способствовать достижению высокого уровня подготовки специалистов, повышению конкурентноспособности вуза, что особенно актуально в современных условиях (уменьшение количества выпускников образовательных школ, повышение мобильности и свободы выбора абитуриентов после введения в России ЕГЭ, заинтересованность экономики России в качественно-подготовленных специалистах и т. п.).

Литература:

1.                     Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю., Попова И.А., Штивельман Я.Е. ИАИС управления вузом как ядро информационной среды ПетрГУ: перспективы развития // Информационная среда вуза XXI века: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 15-18 сентября 2008 г. Петрозаводск, 2008, С. 20-22

2.                     Рузанова Н.С., Власова А.Г., Насадкина О.Ю., Попова И.А. Обеспечение информационных потребностей пользователей ИАИС управления вузом // Информационная среда вуза XXI века: Материалы III Международной научно-практической конференции, 21-25 сентября 2009 г. Петрозаводск, 2009, С. 189-190

3.                     Рузанова Н.С. Развитие информационной среды вуза в условиях перехода к информационному обществу // Информационная среда вуза XXI века: Материалы IV Международной научно-практической конференции, 20-24 сентября 2010 г. Петрозаводск, 2010, С. 18-20

4.                     Проектирование системы управления вузом, ориентированной на повышение качества образовательных услуг // http://www.ids-scheer.ru/ru/Services/Industry/institutes/140003.html?mod_dcrt[caching]=294821724

5.                     Процессный подход к управлению организацией. Сборник методических рекомендаций. – Тольятти, ТГУ. 2007. – 25 с.

6.                     Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. – СПб.: Издательство СПбГЭТУ, 2006. – 408 с.

При цитировании ссылка обязательна:
Марахтанов А. Г., Байтимиров Л. З., Богданова Н. А., Хрусталева Н. В. Применение процессно-ориентированного подхода при построении системы качества ПетрГУ. // Материалы всероссийской научно-практической конференции "Проблемы автоматизации деятельности вузовских систем качества" (11-12 ноября 2011 года, Санкт-Петербург, ЛЭТИ). С. 85 - 89.
Для online-проектов необходима гиперссылка
http://marahtanov.ru/science/publ/2011/quality2/index.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

 

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100