Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Литературный конкурс на сайте Александра Костюнина

Союз образовательных сайтов

Версия для печати Версия для печати

Л.З. Байтимиров, А.Г. Власова, А.Г. Марахтанов, О.Ю. Насадкина
Актуальность создания механизмов поддержки интероперабельности учебных курсов

Потребность в дистанционной форме обучения растет с каждым годом. Вместе с тем на рынке программных продуктов растет и количество программных продуктов для дистанционного обучения – систем дистанционного обучения (СДО).

В образовательных учреждениях РФ, в том числе в Республике Карелия, используется широкий диапазон СДО: WebCT, «Прометей» для обучения студентов и повышения квалификации, Moodle для Интернет-обучения школьников, аспирантов и для дополнительного профессионального образования IT-специалистов. Каждая такая система имеет свой внутренний формат представления материалов, что затрудняет процессы обмена ресурсами между различными СДО.

Задачу обеспечения интероперабельности учебных курсов, независимости их от конкретной СДО можно решить за счет использования универсальных форматов представления обучающего контента, таких, как SCORM (Shareable Content Object Reference Model).

SCORM – набор технических стандартов для СДО [1]. Основой модели SCORM является модульное построение учебников и учебных пособий, близкое к концепции модульных учебников. Модули (learning objects или instructional objects) учебного материала в SCORM называются разделяемыми объектами контента (SCO – Shareable Content Objects). SCO – автономная единица учебного материала, имеющая метаданные и содержательную часть. Совокупность модулей определенной предметной области называется в SCORM библиотекой знаний (Web-репозиторием). Модули (SCO) могут в различных сочетаниях объединяться друг с другом в составе учебников и учебных пособий.

Таким образом, использование SCORM обеспечивает возможность многократного использования учебных модулей, легкого сопровождения и адаптации курсов, ассемблирования контента отдельных модулей в учебные пособия в соответствии с индивидуальными запросами пользователей, способствует решению задачи поддержки интероперабельности учебных курсов.

Некоторые СДО содержат встроенные механизмы, позволяющие осуществлять экспорт созданных в них дистанционных курсов в формат SCORM, а также импорт в систему внешних SCORM-курсов, однако далеко не всегда эти механизмы реализованы в полном объеме. Данная проблема имеет место во многих активно используемых СДО, таких как MOODLE, WebCT и т. д. Например, в СДО Moodle существует возможность загрузки элемента курса в формате SCORM, но отсутствуют механизмы выгрузки контента в этом формате [2].

Кроме того, существование различных версий SCORM (SCORM 1.2, SCORM 1.3 (2004)) вкупе с многоверсионностью СДО создает целый ряд дополнительных проблем, связанных с экспортом/импортом учебного контента. Во-первых, переход на новую версию СДО, в большей мере поддерживающей SCORM, для некоторых организаций может быть затруднительным. Во-вторых, сертификация на соответствие стандарту SCORM не может гарантировать поддержку всех версий SCORM.

Таким образом, актуальной представляется задача разработки механизмов конвертации, которые позволяли бы осуществлять преобразование учебных курсов из внутренних форматов различных СДО в SCORM и обратно, во внутренний формат.

Наличие подобных механизмов позволит разработать и реализовать хранилище учебных курсов, где образовательные ресурсы были бы представлены вне зависимости от конкретных СДО.

В настоящее время в рамках проекта «Интеграция информационных образовательных ресурсов для дистанционного обучения в единое региональное хранилище» произведен мониторинг СДО, используемых в Республике Карелия, выявлены наиболее часто используемые СДО, изучены имеющиеся возможности конвертации материалов из внутренних форматов представления в SCORM и обратно, разработана архитектура хранилища учебных курсов.

В целом, возможность конвертации учебных курсов между различными СДО, их версиями обеспечит поддержку интероперабельности учебных курсов, будет способствовать развитию дистанционного обучения.

 

Литература

1. SCORM >> SCORM Explained [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusticisoftware.com/scorm-explained/.

2. Moodle.org: open-source community-based tools for learning [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moodle.org.

 

Байтимиров Л. З., Власова А. Г., Марахтанов А. Г., Насадкина О. Ю. Актуальность создания механизмов поддержки интероперабельности учебных курсов. Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции "Телематика`2009" (22-25 июня 2009 г., Санкт-Петербург). 2009. С. 157.
http://marahtanov.ru/science/publ/2009/tm2.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100