Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Наземные экосистемы таежной зоны | Учебное пособие

Версия для печати Версия для печати

О. Ю. Насадкина, А. Г. Марахтанов, А. Г. Власова, Л. З. Байтимиров, Е. В. Фотина
Концепция единого хранилища информационных образовательных ресурсов для дистанционного обучения

В последние годы в учебных заведениях страны наблюдается тенденция все более широкого использование Интернет-технологий. Это, несомненно, влечет за собой появление новых форм обучения, к числу которых, в первую очередь, относится дистанционное образование, позволяющее организовать учебный процесс независимо от конкретного времени и места проведения занятий. Потребность в данной форме обучения растет с каждым годом. Вместе с тем на рынке программных продуктов растет и количество программных продуктов для дистанционного обучения – систем дистанционного обучения (СДО).
В информационно-образовательной среде Республики Карелия используется широкий диапазон систем дистанционного обучения: WebCT для обучения студентов и повышения квалификации, Oracle iLearning для дополнительного профессионального образования IT-специалистов, Moodle для Интернет-обучения школьников и для аспирантов. Каждая такая система имеет свой внутренний формат представления материалов. Это затрудняет процессы обмена ресурсами между различными СДО. Поэтому актуальна задача обеспечения независимости контента от программ управления. Этим обусловлена ориентация различных СДО на поддержку некоторого единого формата.
Наличие стандартов для обмена учебными материалами, таких как SCORM (Shareable Content Object Reference Model), не в полной мере решает данную проблему, поскольку не все СДО позволяют осуществлять и экспорт, и импорт в этих форматах. Данная проблема имеет место во многих активно используемых в РК СДО, таких как MOODLE, WebCT, iLearning и т. д. В частности в MOODLE реализованы следующие функции работы со SCORM-пакетами: 

  • импорт учебных курсов в систему,
  • отображение импортированных курсов в среде дистанционного обучения (посредством SCORM-плеера),
  • связь данных о прохождении тестов с другими модулями Moodle (grade book),
  • формирование отчетов о работе студентов с курсами.

Однако, поддержка миграции SCORM-курсов является односторонней, а именно реализован только импорт учебных курсов в систему Moodle. Встроенного в систему механизма экспорта курсов в формате SCORM, созданных непосредственно в Moodle, не существует.
Кроме того, существование различных версий SCORM (SCORM 1.2, SCORM 1.3) вкупе с  многоверсионностью СДО создает целый ряд дополнительных проблем, связанных с экспортом, импортом учебного контента. Во-первых, переход на новую версию СДО, в большей мере поддерживающей SCORM, для некоторых организаций может быть затруднительным. Во-вторых, сертификация на соответствие стандарту SCORM не может гарантировать поддержку всех версий SCORM. Таким образом, возможность конвертации учебных курсов между различными СДО, их версиями способно обеспечить поддержку интероперабельности учебных курсов, способствует развитию дистанционного обучения в регионе, взаимодействию и повышению уровня координации ресурсных центров, организаций, занимающихся образованием в РК.
Сбор статистики о востребованности тех или иных курсов и наличие механизма обратной связи поможет осуществлять мониторинг образовательной среды региона, ранжировать учебный контент, детерминировать те области знаний, в которых ощущается дефицит качественных учебных материалов.
Одним из подходов к решению обозначенных выше проблем является разработка единого регионального хранилища образовательных ресурсов, которое позволит обеспечить научно-методическое и информационное взаимодействие между пользователями различных СДО.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами, стоящими перед разработчиками хранилища, являются:

  • обеспечение многопользовательского доступа к единому хранилищу посредством web-интерфейса;
  • создание механизмов конвертации образовательных ресурсов, представленных в используемых в регионе СДО, таких, как Moodle, WebCT, в единый формат метаописаний (SCORM) и обратно, с минимальными потерями их функциональных возможностей;
  • реализация механизмов добавления ресурсов в региональное хранилище;
  • классификация и описание представленных ресурсов;
  • реализация механизма поиска ресурсов;
  • организация возможности просмотра описания и содержимого курсов, представленных в хранилище, перед скачиванием;
  • реализация механизмов экспорта представленных в хранилище ресурсов;
  • методическая поддержка пользователей системы;
  • сбор статистических данных о востребованности тех или иных ресурсов;
  • реализация механизма обратной связи.

Обозначим подходы к реализации поставленных выше задач. Отметим, что многие из них связаны с представлением образовательного ресурса в формате, независимом от конкретной среды исполнения. В подобном формате их будет удобно хранить, обрабатывать, конвертировать. Одним из международных стандартов обмена учебными материалами, позволяющим обеспечить совместимость компонентов учебного материала  и возможность их многократного использования, является SCORM. SCORM  — стандарт, который представляет собой набор взаимосвязанных правил, спецификаций и директив для организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения в целом.
Данный стандарт в той или иной мере поддерживается используемыми в регионе СДО, поэтому целесообразно взять его за основу для представления образовательных ресурсов в едином хранилище. В SCORM внутренняя структура курса описывается следующим образом. Учебный материал (курс, урок, модуль) в SCORM представлен в виде пакета. Пакет является zip-архивом, содержащим Manifest-файл в формате XML (imsmanifest.xml),  где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок.
Единое хранилище предполагается реализовать в архитектуре клиент-серверного приложения. Ядром системы станет реляционная база данных Oracle. Использование программных продуктов Oracle позволяет достигнуть высокой степени безопасности, надежности, быстродействия на всех стадиях жизненного цикла информационной системы, обеспечивает масштабируемость разработки.
Основные требования к WEB-интерфейсу единого хранилища:

  • кроссбраузерность (Internet Explorer 6.0 и выше; Mozilla Fierfox 1.6 и выше; Opera 9.0 и выше; Chrom);
  • единая стилистика оформления;
  • наличие системы помощи для пользователей.

Кроме того, необходима разработка методических обоснований и рекомендаций для пользователей системы по формированию, представлению, сопровождению, поиску и просмотру размещаемых электронных ресурсов, работе с сервисом конвертации. Это поможет большому числу пользователей,  в том числе с невысокой степенью ИКТ-культуры, эффективно использовать возможности единого регионального хранилища.
Предполагается, что единое региональное хранилище, разработанное в соответствии с предложенной концепцией, будет способствовать формированию единой информационной среды, обеспечивающей повышение уровня научно-методического и информационного взаимодействия между пользователями различных СДО.

Библиографический список:

  • SCORM 2004 4th Edition Content Aggregation Model (CAM) Version 1.0, Advanced Distributed Learning, March 31, 2009
  • Advanced Distributed Learning.  Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004. / Перевод с англ. Е.В. Кузьминой. - М.: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2005

 

При цитировании ссылка обязательна:
Насадкина О. Ю., Марахтанов А. Г., Власова А. Г., Байтимиров Л. З., Фотина Е. В. Концепция единого хранилища информационных образовательных ресурсов для дистанционного обучения. Материалы III Международной научно-практической конференции "Информационная среда вуза XXI века" (21-25 сентября 2009 г., Петрозаводск). 2009. С. 174-176.
http://marahtanov.ru/science/publ/2009/ptz2009/index.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение
    • Темы докладов, 2018 - 2019 уч. год
      Автор: Марахтанов Алексей
      Сообщение: Закрепить выбор темы можно
      будет на след. занятии. Одну
      тему можно делать
      самостоятельно или в паре. ...

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100