Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Литературный конкурс на сайте Александра Костюнина

Союз образовательных сайтов

Версия для печати Версия для печати

Марахтанов А. Г., Варфоломеев А. Г.
Исследование зависимости "успешности" обучения студенческой группы в вузе от ее состава

Практика показывает, что формируемые произвольным образом студенческие группы вуза (в т. ч. обучающиеся по одним и тем же специальностям) имеют различные показатели результативности обучения. Здесь речь идет о таких показателях, как средние оценки за сессию, процент отчисленных студентов, соотношение должников и отличников и т. п. В целом эти показатели определяют «успешность» обучения студенческой группы.

«Успешность» обучения студентов в группе и группы в целом зависит от множества факторов: внешних (требования учебного процесса, социально-экономическая ситуация в стране и др.); внутригрупповых (межличностные отношения в группе, наличие лидеров и др.); индивидуальных (способности, возможности, желания учащихся, начальный уровень знаний и др.). В данной работе нас, прежде всего, интересуют факторы (и степень их влияния на общие показатели успешности), на которые можно повлиять изменением состава студенческой группы (то есть, прежде всего, внутригрупповые и индивидуальные).


Одним из подходов к решению поставленной задачи является статистический анализ данных о студенческих группах вуза. Для анализа нами используются данные о студентах математического факультета ПетрГУ, начиная с 2003-2004 учебного года. Источником информации является база данных Информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС) управления вузом [1], действующая в ПетрГУ. С 2003 года в ИАИС реализованы компоненты, позволяющие обрабатывать оперативные данные об учебном процессе вуза: составы студенческих групп, характеристики студентов, их успеваемость и т.п.

Путем обработки представленных в ИАИС данных были получены следующие характеризующие студенческую группу параметры. Соотношение представителей мужского – женского пола в группе (1). На основании этого признака можно выделить группы трех типов: преобладают юноши, преобладают девушки, примерно равный состав. Соотношение петрозаводских – приезжих студентов в группе (2). Распределение по возрасту (3). Соотношение студентов, оплачивающих учебу, к бесплатно обучающимся (на бюджетных местах) студентам (4). Наличие в группе студентов, закончивших одно и то же учебное заведение (5). Соотношение выпускников лицеев, гимназий к выпускникам школ (6). Доля медалистов в группе (7).

«Успешность» обучения студенческой группы в целом можно оценивать по следующим обобщенным значениям: средний балл всех студентов группы за все сессии и по каждой сессии (8), доли отличников, хорошистов, двоечников в группе (9), доля отчисленных студентов (10).

Статистический анализ данных позволяет получить ответы на следующие вопросы:

Подтверждается ли выдвинутая гипотеза о том, что произвольно формируемые студенческие группы имеют различную «успешность»? Можно ли среди сформированных характеристик группы (1-7) выделить те характеристики, которые оказывают наиболее существенное влияние на «успешность» (8-10)?

Для анализа обозначенных выше данных использовались методы кластерного (с известным и неизвестным числом кластеров), факторного, корреляционного анализа.

В результате анализа были получены следующие результаты:

1. Студенческие группы по показателям «успешности» обучения разделились на два кластера, которые условно можно назвать «успешная группа» и «неуспешная группа». Таким образом, гипотеза о различии групп по показателям результативности обучения подтвердилась. Кроме того, принадлежность к одному из двух указанных кластеров может являться обобщенным фактором, характеризующим успешность обучения.

2. Выявлена сильная корреляция между характеристиками 1, 2, 4 и обобщенным фактором «Успешность обучения». Однако отметим, что малое число признаков не позволяет сделать однозначные выводы о том, что успешность обучения студенческой группы определяется исключительно 1, 2 и 4 фактором. В частности, при анализе не учитывались многие важные характеристики студентов (лидерские качества, коммуникационный характер, уровень дохода семьи). Кроме того, корреляция между другими признаками 1-7 также присутствует (пусть и не такая
сильная).

Другим подходом, который может использоваться при решении поставленной задачи, является построение имитационной (многоагентной) модели группы и ее дальнейшее исследование [2]. Результатом использования модели могут стать как количественные, так и качественные знания: для прогноза, объяснения, выявления новых связей и т. п.

Указанные в работе подходы используются при построении модуля информационной системы управления качеством образовательного процесса вуза для поддержки процессов принятия решений на уровне деканата, разрабатываемого в Петрозаводском государственном университете.

Литература:

[1] Васильев В.Н., Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю., Попова И.А., Штивельман Я.Е. Информационная среда ПетрГУ: основные компоненты и их реализация // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Информационная среда вуза XXI века .– Петрозаводск, 2007.

[2] Марахтанов А.Г. Подходы к построению многоагентной модели студенческой группы вуза. // Качество. Инновации. Образование .- 2008 .- №7 .- C. 25-28.

 

При цитировании ссылка обязательна:
Марахтанов А. Г., Варфоломеев А. Г. Исследование зависимости "успешности" обучения студенческой группы в вузе от ее состава. Материалы международной научной конференции "Новые информационные технологии и менеджмент качества" (22-29 мая 2009 г., Турция). 2009. С. 74-75.
http://marahtanov.ru/science/publ/2009/belek2/index.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100