Научная деятельность

Новости

Все новости
RSS лента новостей

Ссылки

Литературный конкурс на сайте Александра Костюнина

Союз образовательных сайтов

Версия для печати Версия для печати

Информационно-аналитическое обеспечение процесса подготовки научных кадров высшей квалификации в вузе
О.Ю. Насадкина, Л.З. Байтимиров, А.Г. Власова, А.Г. Марахтанов

В любой системе управления вузом, как правило, содержится модуль, автоматизирующий деятельностью отдела подготовки научных кадров. Однако обычно этот модуль отвечает только за организацию документооборота и реализацию учетных функций.
Информационно-аналитическая система «Аспирантура» (http://aspirant.karelia.ru), разрабатываемая ПетрГУ в рамках научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», направлена на решение более широкого круга задач, в том числе на оценивание эффективности работы аспиранта.
Выделены пять основных типов пользователей: аспирант; научный руководитель; методист кафедры; специалист отдела аспирантуры; заинтересованный в информации об аспирантуре (напр., поступающий).
Реализована система персонифицированного доступа к информации: каждому типу пользователей поставлен в соответствие определенный уровень доступа к ресурсам и совокупность функциональных возможностей. Диалог, как между пользователями, так и между пользователем и системой осуществляется через web-интерфейс.
Набор возможностей системы обособлен в конечное число функциональных модулей. Базисным компонентом является компонент учета, анализа деятельности аспиранта и контроля над ней – персонифицированная система личных профилей. Это инструмент, не только обеспечивающий хранение структурированной информации, но и позволяющий осуществлять качественный анализ этих данных, а именно мониторинг качественного состава аспирантов.
Были исследованы составляющие деятельности обучающегося в аспирантуре и выработан вектор V (v1, v2, v3, v4, v5, v6, v7, v8) критериев оценки эффективности работы аспиранта:
• v1 – Чтение тематической литературы,
• v2 – Непосредственная работа над текстом диссертации,
• v3 – Образовательная программа,
• v4 – Участие в различных конференциях, симпозиумах, семинарах,
• v5 – Публикации,
• v6 – Участие в различных конкурсах, грантах, программах,
• v7 – Учебная работа,
• v8 – Методическая работа.
Для определения общей эффективности работы аспиранта введена система оценки результатов его деятельности. В рамках каждого из вышеназванных критериев vi можно определить ряд показателей результативности: rij и соответствующие им веса wij,  – число показателей результативности в критерии . Итоговая эффективность работы аспиранта вычисляется по формуле:  на основании информации, вносимой аспирантом и отделом подготовки научных кадров в разделы, соответствующие основным направлениям его деятельности.
Информация о ходе работ непосредственно над текстом диссертации и об изученной (или планируемой к прочтению) литературе отражена в разделе «Подготовка диссертации». Представленные данные могут быть использованы для автоматической генерации списка литературы при оформлении кандидатской диссертации. В рамках организации оперативного взаимодействия аспиранта и научного руководителя последний имеет возможность вносить данные о рекомендуемых к прочтению книгах, статьях.
Раздел «Образовательная программа» отражает такой аспект, как подготовка и сдача кандидатских экзаменов, а также посещение факультативных курсов. Данные о сдаче обязательных экзаменов (история и философия науки, иностранный язык, специальность) в системе ведутся отделом аспирантуры.
Раздел «Конференции» предназначен для обеспечения поддержки планирования и учета участия аспиранта в симпозиумах, конференциях, семинарах, научных школах и т.п. Как правило, процесс участия в конференциях состоит из нескольких этапов, таких как её поиск, отправка заявки, отправка тезисов текста выступления и/или полнотекстового материала, получение приглашения, непосредственное посещение мероприятия.
Раздел «Публикации» предназначен для упорядочивания научной и учебно-методической деятельности аспиранта, реализованной в виде публикаций в печатных или электронных научных изданиях.
Раздел «Гранты» призван структурировать процессы подачи заявок на различного рода поощрения, получения финансовой поддержки научной работы, выполнения принятых обязательств.
В разделе «Педагогическая деятельность» представлена информация об учебной и методической работе аспиранта. Своевременно внесенные данные могут быть полезны при генерации индивидуального плана работы аспиранта как преподавателя кафедры.
Кроме того, на каждой странице аспиранту доступна «Полосы прогресса», которая является визуализацией вышеописанной системы оценки эффективности его работы.
Информационно-аналитическая система «Аспирантура» реализуется в архитектуре многоуровневой клиент-серверной модели. Ядро системы – интегрированная база данных, реализованная средствами СУБД Oracle9i, 10g. Для проектирования и создания приложения, обеспечивающего ведение информации специалистами отдела аспирантуры вуза, используется ORACLE Developer Suite 6i, 10g (Designer, Oracle Forms, Oracle Reports, Oracle Graphics и Oracle Query Builder). Для создания web-приложений, реализующих доступ аспирантов, научных руководителей, руководителей подразделений к информационной системе, применяется Oracle Application Server 10g, который позволяет интегрировать стандартные решения Oracle и разработанные на языке Java компоненты (портлеты).

 

При цитировании ссылка обязательна:
Насадкина О.Ю., Байтимиров Л.З., Власова А.Г., Марахтанов А.Г. Информационно-аналитическое обеспечение процесса подготовки научных кадров высшей квалификации в вузе. Труды XV Всероссийской научно-методической конференции Телематика'2008 (23--26.06.2008, г. Санкт-Петербург). 2008. Т. 2. С. 450-451.
http://marahtanov.ru/science/publ/2008/tm2.html

Обсудить статью, задать вопросы, высказать замечания и предложения можно на форуме.

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

    Мой аккаунт в Twitter: @alikrpk

    Форум

    Последнее сообщение

    Перейти в раздел

    Если нашли ошибку

    Система Orphus


    Статистика

    Rambler's Top100